среда, 8 сентября 2021 г.

Не дай памяти беспамятствовать или раз-мять па-мять!

 

 


Здравствуйте. Меня зовут Олег Долишний. Эта статья будет полезна тем, кто хотел бы улучшить память своего ребёнка, улучшить способность быстро и прочно запоминать большие потоки информации. Речь пойдёт именно об этом. Итак, я хочу рассказать вам о методе и упражнениях, которые способствуют улучшению и развитию памяти, а также помогают развить образное мышление, отчасти выработать стойкость внимания у детей и подростков. Я буду делиться своим опытом и своим методом, истоки которого идут от классической актёрской школы К.С. Станиславского, на нее я буду опираться. А также, буду опираться на многолетний опыт преподавания и работу с детьми в театральнойстудии АртЭко.


Почему я считаю упражнения, вошедшие в курс актёрского мастерства максимально эффективными? Ответ прост, кто как ни актёр сталкивается с запоминанием больших объемов текста, действенных линий на сцене, состояний, звуков, запахов, вкусов и образов? Безусловно, можно возразить, сказав: «Разве это единственная профессия, где человек сталкивается с запоминанием большого количества информации и не только текста?!» Да, я могу согласиться с возражением, что существуют сферы деятельности, в которых требуется наличие хорошей и подвижной памяти, но…

Дело в том, что актёр не только запоминает текст, действие, образы, обстоятельства - это полдела и  можно сказать: «невелика наука», но сложность в том, что действие актёра происходит публично в присутствии большого количества зрителей или перед объективом камеры (если мы говорим о кино). А это особый, ключевой момент. Наличие большой эмоциональной, физической нагрузки, пристального внимания со стороны зрителей - очень сказывается на работе всех органов, в том числе и памяти. Ни кто не хочет стоя на сцене забыть текст, забыть движения, потерять контроль над собой. Эта ошибка тут же становиться достоянием всего зала. Это может нанести серьёзную психологическую травму, зажим на долгие годы, особенно если мы говорим  о детях и подростках. Поэтому, в подготовке актёра, работе с памятью уделяют очень пристальное и особое внимание. Конечно, нужно понимать, что актёрское мастерство - это очень ёмкая наука, да именно наука и не иначе, её нужно изучать всецело, не отбрасывая ничего и подходить комплексно. Но начитать с чего-то ведь нужно, пусть даже с такой маленькой, но важной и необходимой детали, как память! Давайте попробуем «Раз-мять, па-мять»!

 Прежде чем мы пойдём дальше, скажу, что это мой субъективный опыт и наблюдения. Вам решать воспользоваться им или пройти мимо.

 ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ!

Итак, прежде чем я начну описывать упражнения для тренировки памяти, нужно хотя бы вскользь, сказать о некоторых причинах, которые препятствуют хорошему запоминанию.

 Проблема №1 «Зажим»

Внутренняя неуверенность, стеснение, страх совершить ошибку, будут пагубно сказываться на запоминании чего-либо. Нужно избавляться от этих, мешающих памяти, факторах. Конечно же, это очень тонкий и сложный момент, который требует кропотливой и продолжительной работы. Но начать тренировать память можно уже сейчас, даже если существуют какие либо - психологические зажимы. Сразу эту проблему, к сожалению, не решить. Работа по освобождению от зажимов -  это ещё одно из направлений, которое прорабатывается на актёрском тренаже и ведётся с актёром на протяжении не одного месяца, а то и года. Но ждать не обязательно. Даже если ребёнок зажат, неуверен, давайте пробовать! Ведь на сцену его пока никто не тянет! Правда?

 Проблема №2 «Внимание»

Невнимание или поверхностное восприятие.

Неумение сосредотачиваться на объекте. Здесь объектом может быть всё, что угодно: зрительные образы, текст, звук, и т.д. Это ведёт к тому, что память будет терять информацию.  Как можно решить эту проблему? Сейчас я приведу пример того, как мы это делаем на наших занятиях, тренируя цепкое внимание у детей.

Первое что нужно помнить - это то, что наше внимание будет лучше всего запоминать объекты, которые привлекают внимание. То, что интересно и ярко.  Яркие картинки, звуки, ощущения и т. д. особенно когда мы говорим о детях. Тут конечно необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и использовать индивидуальный подход, ставя задачу.

Итак, проделайте с ребёнком простое упражнение. Оно называется «Разглядывание». Данное упражнение заключается в том, что нужно выбрать любой объект: картину, музыкальный фрагмент, фрагмент стены или одежды и начать внимательно разглядывать его. Поиграйте с ребёнком, кто больше найдёт в знакомом объекте новых деталей, царапин, красок, оттенков, звуков и т.д.

Можно разыграть этюд, чтобы лучше мотивировать его. Например, сказать, что он, ребёнок, попал на необитаемый остров и ключом к спасению будут новые объекты, которые он найдёт в знакомой для него вещи. Играйте с ним вдвоём. Особенно хорошо, если в игру будут играть несколько детей. Они с удовольствием увлекаются этим процессом. В том случае, если ребёнок или дети легко справляются, можно усложнить задачу. Введите временные рамки. Например, скажите, что ключ к спасению нужно добыть за десять секунд и за это время найти как можно больше деталей. Либо, поставьте количественную задачу: чем больше новых деталей, тем лучше. Мы на наших занятиях прорабатываем самый сложный вариант, добавляя в упражнение эмоциональные краски, допустим состояние страха, или радости, или скуки, но это когда дети выполняют, и количественный показатель и временной, достаточно свободно. Если хотите, попробуйте и вы! Дети с большим азартом это делают. Так оттачивается их внимание. Конечно, существует много упражнений для тренировки внимания, но пробуйте начать с малого! Помните, главное пробудить интерес и азарт!

 Проблема №3 «Зубрёжка»

Проблема зубрёжки относится к запоминанию непосредственно текста. А если говорить о школе, то и формул, цифр, дат и т.д. Здесь я рекомендую тоже применять творческий подход. Конечно же, на репетициях мы не касаемся таблицы умножения и формул. Хотя, если честно, и это бывает! Но об этом в следующий раз. В чем же заключается секрет запоминания текста? Например, стихотворения или рассказа?

Первое - это образное запоминание, второе - текст нужно «похитить и присвоить». Сейчас я всё поясню.

Говоря о первом моменте, дети, работая с текстом, стараются запомнить слова, зазубрить, затолкать в себя, но слова запомнить сложно, по крайней мере, ребёнку. Слова - это просто набор ключей-знаков. А ребёнок привык играть! Он должен играть! Это его потребность! Но как играть со словами, заталкивая их в голову, он не всегда еще понимает. Ребёнок привык играть воображением и образами. Так вот, нужно запоминать не слова, а картинки-образы. Под каждым словом видеть свою, именно свою личностную картинку. У одного ребёнка она может быть одна, у другого другая.


 Проделайте следующее упражнение: я его называю «образное слово».

Называйте ребёнку слова. Называйте не быстро, в медленном темпе. А он пусть под каждое слово находит свои картинки. Затем, попросите озвучить образы, привязанные к словам. После этого, попросите повторить слова. Вот увидите, ребёнок с лёгкостью выполнит задачу. И всё потому, что зрительный образный ряд интереснее слов. Помните, главное правило - это интерес!

Это касается и стихотворений! Разучивая стихотворение с ребёнком нужно окутывать поэтические строки в образные картины. Необязательно это зрительный образ. Это может быть и пластический образ, и музыкальный, и звуковой какой угодно! Тем более, что стихотворная форма предполагает наличие таких ярких образов. Так у детей будет формироваться образная – живая речь, в противном случае она может превратиться в безобразную…

Теперь, относительно «похищения текста» у автора и присвоения себе. Этот метод я открыл и использую во время занятий и репетиций. Конечно, профессиональные актёры самостоятельно знают, что делать и как это работает. Чтобы текст легко запоминался, они «пропускают его через себя», чужую жизнь, как свою. Но детям это не понятно. Что значит «пропустить через себя»? Нужен другой подход. И вот, я нашёл понятие «похить текст» либо «откопать его». Я снова предлагаю поиграть с ними в «воришек» или «археологов», которые откопали текст. Я прошу их представить, что когда-то давно автор: писатель, либо поэт, написали живую историю, которую заключили в сухие буквы и слова, чтобы эта история могла сохраниться очень долго потому, что образы, как туман, улетучиваются, продолжают жить только слова, живыми их делает наше воображение. И вот, вы откопали этот текст или похитили его в музее, и чтобы он ожил, вам нужно присвоить его себе, как будто он ваш, и вы его только что придумали. И вы рассказываете то, что переживали сами. Стоит детям поверить в то, что это их текст, как тут же он оживает: сухие слова, сложенные в предложения, становятся живыми. Дети перестают тараторить, бубнить, мямлить - они начинают играть! Текст исходит от самого детского «Я», что называется у актёров идёт изнутри.

К сожалению, как привило, мы сталкиваемся и в школе, и дома с заурядной зубрёжкой текста. Но проблема в том, что зубрёжка, это акт насилия. Мы пытаемся затолкнуть в ребёнка то, что он не играет, не переживает, не чувствует. Текст, пусть даже самый искусно написанный, с точки зрения ребёнка - это «сухари». И каков результат? Всё, что заходит в сознание через зубрёжку, насилие тут же будет ускользать, как только рассказал у доски, как только выступил - тут же всё улетучивается. Наверняка вам знакомо - то, о чём я говорю. И когда ребёнок попадает на сцену, видит перед собой большое количество зрителей, естественно, приходит волнение и всё, что было насильственным путём забито в голову – улетучивается. От перенапряжения появляется мандраж и текст улетучивается. Знакомая ситуация? Я предлагаю вам попробовать метод «присвоения текста». Потому, что как только ребёнок присвоил текст себе и сделал его частью себя, облечёт его в свои образы, он его больше никому не отдаст и запомнит на всю жизнь. История станет частью его. Он будет говорить от себя.

 Не спешите заявлять авторские права!

Дорогой читатель, я не предлагаю присваивать себе авторские права Пушкина, Шевченко, Гоголя и т.д. Но я уверен, что все они были бы не против, если бы их поэзия и произведения продолжала жить в вашем ребёнке, как частичка образованности и мастерства, всю жизнь, а не забывалась за углом школы.

Подводя итог, хочу сказать! Вот ещё один путь к запоминанию - присваивание текста и делание его своим! Попробуйте этот метод и сделайте это привычкой. У наших детей в студии он работает. Почему бы и вам не попробовать?!


 Полезное для пользы!

Ну, а теперь я поделюсь ещё одним упражнением для развития памяти, образного мышления и внимания. Это упражнение вы сможете проделывать с вашим ребёнком, либо научить его самого упражняться в свободное время. Называется упражнение: «Кинолента видений». Это и подобные упражнения входят в курс актёрского мастерства в нашей театральной студии АртЭко. 

Ход выполнения:

Итак, начните называть слова, нанизывая их одно за другим, как бусинки, перечисляя все предыдущие.

Например:

Кошка. Кошка - солнце. Кошка – солнце - дача. Кошка - солнце – дача - мышка, и т.д. Тему для «киноленты» можно выбирать любую. Важно, чтобы это были существительные.  Прилагательные не используйте.

Сначала Вы сможете запомнить небольшое количество слов, но если будете регулярно проделывать данное упражнение и при этом фиксировать результат, то заметите, как ваша «кинолента видений» увеличится многократно. Сначала 5, затем 10 и далее 15 слов.

 Но это ещё не всё.

Когда Вы научились достаточно легко справляться с первой частью упражнения, запоминанием слов, рекомендую усложнить его выполнение и добавить темп. Вот как это делается. Вы включаете метроном,  выставляете на нём желаемый темп и начинаете называть слова. Необходимо, чтобы каждое слово звучало на каждый  удар метронома.

 Если у вас под рукой нет метронома, можете помогать себе, хлопая в ладоши, либо воспользоваться метрономом он-лайн.

 Идём дальше.

Добавьте эмоциональное состояние. Вы называете и запоминаете слова, наполнив этот процесс разными эмоциями: радостью, злостью, грустью и т.д. «Играйте» ваши слова! Появление определённого состояния усложнит выполнение данного упражнения, что придаст большую остроту и нагрузку. Упражнения на развитие памяти существуют в больших  количествах и вариациях. Их можно найти в книгах по актёрскому мастерству. Но попробуйте начать прямо сейчас! Проделайте упражнение «Кинолента видений»! Проделывайте его в течение десяти дней. Зафиксируйте свой результат в начале и в конце.

 А теперь самое главное.

Не забудьте! Под каждое слово, произнесённое Вами, необходимо подкладывать образ-картинку. Не позволяйте себе называть следующее слово, пока оно не наполнится видением-образом. Запоминайте не слова, а образы. Тогда процесс запоминания будет намного проще.

 Конечно же, существует много видов памяти – это и зрительная, и слуховая, и эмоциональная и другие.

Это и подобные упражнения входят в курс подготовки актёра по системе К.С. Станиславского

 Послесловие

В рамках этой статьи я коснулся лишь зрительной, слуховой и образной памяти, поскольку описать в короткой статье все аспекты и методы работы с памятью очень сложно.  По возможности я буду делиться своим опытом и наработками в следующих статьях и видео уроках. Надеюсь, что каждый из вас вынесет крупицу полезных знаний и мыслей, прочитав этот материал.

 Что ещё?!

Научитесь ставить задачу ребёнку даже в игре. Любое ваше занятие или репетиция должны приводить к какому-либо результату. Мотивируйте себя и его. Успехов Вам!

 О. Долишний. Художественный руководитель театральной студии АртЭко

www.arteko-studio.com

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не дай памяти беспамятствовать или раз-мять па-мять!

    Здравствуйте. Меня зовут Олег Долишний. Эта статья будет полезна тем, кто хотел бы улучшить память своего ребёнка, улучшить способност...